Зарабатывайте вместе с ведущими компаниями
Эффективно приумножайте свой капитал
Защитите свое финансовое будущее

Время инвестиционных роботов

Более полумиллиарда долларов направлены венчурными инвесторами на финтех-решения, способные изменить статус-кво в индустрии управления активами. Зачем? Что нового приносят в индустрию такие звездные «новички», как Wealthfront и Betterment? Что станет решающим фактором в гонке за активами инвесторов? Почему моделью робо-эдвайзеров всерьез заинтересовался Банк России? И самый главный вопрос: сможет ли модель робо-советников «взлететь» в России?.

Зачем ведущие инвестиционные компании строят робо-советников и что это такое?

Робо-эдвайзеры — автоматизированные системы взаимодействия с клиентами финансовых организаций (банков и УК), которые позволяют на основе персональных сведений и рыночных данных быстро создать нужный инвестиционный портфель и при необходимости принять клиента на обслуживание. Такие компьютерные системы инвестиционного консультирования могут использоваться широким кругом финансовых посредников — банками, брокерами, управляющими компаниями. Возможны и аутсорсинговые модели — когда финансовые услуги предлагаются клиентам нефинансовых организаций. Они предназначены для использования как частными клиентами, так и финансовыми консультантами, помогающими клиенту составить портфель. Общий объем активов под управлением робо-советников приближается к 20 млрд долл. Естественно, по меркам глобальной индустрии управления активами (объем почти 70 трлн долл.) это немного, но скорость, с которой этот сегмент увеличивается (среднегодовой темп роста 68%, по оценке AT Kearney), заставляет многих насторожиться.

Следует сразу оговориться, что к торговым роботам, т. е. программным продуктам, позволяющим клиентам совершать активные торговые операции, ориентируясь на движения рыночной цены, робо-советники, о которых говорится в этой статье, не имеют отношения. Собственно, робо-советниками их начали называть скорее в насмешку, в противовес «настоящим» иностранным финансовым советникам. Проблема в том, что традиционный советник подвержен ошибкам и эмоциям, а главное — его время чересчур дорого стоит, при этом нужный результат советов не гарантирован.

Робо-советники традиционно выполняют следующие функции: анализируют данные клиента — цель, возраст, ресурсы; находят оптимальное решение с точки зрения аллокации инвестиционного портфеля по классам активов; предлагают способ реализации выбранного портфеля в рамках стратегии доверительного управления. В дальнейшем производится мониторинг и модификация выбранного портфеля по заранее определенному алгоритму. Как правило, объектом инвестирования робо-советников являются биржевые инвестиционные фонды ETF, причем нет ни одного успешного робо-эдвайзера, который бы использовал какой-либо другой инструмент.

Основные выгоды для клиентов (здесь мы опираемся на перечень, предложенный Банком России)1 — низкие издержки, упрощенный доступ через дистанционные каналы (Интернет, мобильные решения), доступ к гарантированно профессиональной экспертизе при разработке инвестпортфеля.

Для банков это самый простой способ добавить инвестиционные услуги уровня private banking в свою линейку предложений, причем не только для состоятельных клиентов, но и для сегмента массового рынка и сегмента mass affluent. «Цифровой», автоматизированный консультационный сервис, скорее всего, станет стандартом для этих сегментов. Простые, проверенные алгоритмы, основанные на современной портфельной теории, помогают формировать качественные диверсифицированные портфели, защищающие клиента как от превратностей рыночной стихии, так и от самого себя (от импульсных продаж и покупок). Банкирам остается встраивать робо-советник в свою инфраструктуру, и примеры интеграции уже появляются — как за рубежом (партнерство приобретенного Blackrock робо-эдвайзера Future Advisor и BBVA), так и в России (проекты ВТБ24-Автопилот, АК Барс Советник, в которых крупные банки выступают партнером сервиса «Финансовый автопилот»), на подходе другие банки.

Для управляющей компании способы использования робо-эдвайзера весьма разнообразны: от формирования портфелей по умолчанию (полная автоматизация) до промежуточной гибридной модели, в которой цель управляющей компании — добавить стоимость за счет привлечения консультанта. Цель гибридной стратегии — не только объяснить клиенту, из каких инструментов состоит его портфель, но и показать, как доверительный управляющий может улучшить базовый портфель робо-эдвайзера, используя его как «ядро» стратегии, при этом добавляя к нему собственные инвестиционные идеи и учитывая уточнения относительно финансового плана клиента. Подавляющее большинство финансовых советников хотели бы регулярно получать рекомендации по формированию портфеля клиента.

Для нефинансовой компании использование робо-эдвайзера — самый простой способ выйти на рынок финансовых услуг, капитализируя наработанную клиентскую базу и загружая существующие сервисы поддержки. Такое партнерство не требует высокой степени интеграции IT-систем сторон, в котором провайдер робо-эдвайзера, по сути, берет на себя аутсорсинг финансовых услуг. Интересным такое взаимодействие может оказаться для платежных систем, мобильных операторов, ритейлеров и т. д.

Можно ли рассчитывать на трансформацию традиционной модели управления активами?

Венчурные инвесторы считают такие автоматические инвестиционные платформы перспективным вложением денег, в общей сложности инвестиции составили уже более 0,5 млрд долл. (оценка не включает затраты «старожилов» отрасли на разработку собственных онлайн-платформ). Один из лидеров «новой волны» — американская компания Wealthfront привлекла около 130 млн долл., другой — компания Betterment недавно увеличила объем капитала до 205 млн долл. В чем причина такого доверия к «новичкам», вторгающимся на территорию, на которой правят бал игроки с активами, превышающим триллион долларов?

Поддержка основана на комбинации идей «подрыва» традиционной системы управления активами за счет дешевизны и эффективности автоматических услуг и «выхода» в нишу предложения качественных инвестиций группе потенциальных клиентов с низким накопленным уровнем благосостояния. К примеру, одной из ключевых групп клиентов для робо-эдвайзеров является молодежь.

Нельзя сказать, что традиционные управляющие «проспали» революцию. Так, лидеры бизнеса управления активами Vanguard создали сервис автоматического инвестирования Vanguard Personal Services, один из крупнейших брокеров предложил услугу Schwab Intelligent Port¬folios, моментально опередив «классических» робо-эдвайзеров по объему привлечения средств за счет качественной накопленной базы клиентов, которую и УК, и брокер могут эффективно сегментировать и таргетировать. На подходе адепт активного управления — компания Fidelity, которая готовится к запуску автоматизированного сервиса Fidelity Go.

Естественно, упрочение позиций робо-эдвайзеров и восприятие онлайн-модели взаимодействия столпами отрасли не может не волновать традиционных управляющих. Так, Robeco отмечает в своем обзоре: «Технологические компании встают между индустрией управления активами и клиентами, что создает угрозу потери отношений с клиентами»2. Фирмы, которые таргетируют масс-маркет и сегмент mass affluent, будут вынуждены активно использовать цифровые стратегии и инструменты, чтобы сохранить конкурентное преимущество в этой новой рыночной среде. Впрочем, тенденции пока медленно проникают на самый верх «пирамиды» обслуживания клиентов. Так, Citi в своем обзоре утверждает, что пока состоятельные клиенты не склонны сокращать взаимодействие с «человеческими» советниками в пользу «автоматических». Но статистика Charles Schwab говорит о том, что число миллионеров, использующих робо-сервисы, насчитывает более 15% и продолжает расти. По различным прогнозам (разнящимся по временной шкале и методологии), общий объем активов под управлением робо-эдвайзеров может достичь от 2 трлн долл. (уже к 2020 г., по оценке AT Kearney) до 13,5 трлн (по оценке McKinsey & Co.).

Ключевые факторы успеха модели автоматических советников

За счет чего же будет расти этот перспективный сегмент финансовой индустрии? Привлечение клиентов в традиционные B2C-каналы — дорогостоящее мероприятие, без доступа к дешевым существующим каналам продаж «взлететь» у робо-советников не получится. Преимущества использования онлайн-каналов уже продемонстрированы и хорошо воспринимаются представителями широких слоев индустрии управления активами.

Скорее всего, успешной станет гибридная модель советников, в которой онлайн-канал и «цифровой» интерфейс формирования портфеля качественно дополняются «человеческой» поддержкой со стороны советников, сотрудников колл-центра, службы поддержки с использованием чатов, видеоконференций, ботов и других технологических решений. Однако реализация таких преобразований требует поддержки и со стороны существующих финансовых либо нефинансовых организаций, а также доступа к их клиентским базам.

Качественный статистический анализ существующих и формирующихся баз данных о клиентах обеспечит преимущества тем игрокам, которые будут вкладывать средства в это направление. Расширение набора возможных рекомендаций, генерация дополнительных предложений, таких как финансовое планирование и персонализация финансового обслуживания, создадут дополнительные возможности для развития.

Перспективы робо-эдвайзеров в России

В отсутствие индустрии независимых финансовых советников Россия имеет существенный потенциал развития робо-эдвайзеров. Собственно, не происходит подрыва существующих моделей продаж, а формируется новый канал дистрибуции финансовых продуктов. Благо, что для этого появились хотя бы минимально необходимые условия: наличие рынка биржевых фондов ETF и запуск технологии удаленной идентификации.

При этом похоже, что мегарегулятор не оставит эту область без надлежащего надзора. Так, в Докладе упоминается необходимость «валидации робо-советников», установления «меры ответственности за их некорректную работу», а также «требований к обязательным для исполнения стандартам, разрабатываемым СРО в целях регламентации функционирования Систем, в том числе требования к определению источников данных». Любое повышение прозрачности работы робо-советников (равно как и прочих профучастников независимо от степени автоматизации выбора портфеля) можно приветствовать.

Убежден, что модель робо-советника прекрасно подходит к российским условиям — на наших глазах происходит демократизация инвестирования. По сути, впервые широкие слои инвесторов получают легкий, прозрачный и надежный механизм доступа к лучшей практике инвестирования, основанный на глобальной диверсификациии. Индустрия независимых советников в России отсутствует, поэтому доступ к технологичным сервисам, имеющим под собой серьезную экспертизу, весьма кстати. Основным каналом, скорее всего, станет банковская дистрибуция в силу доминирования этого типа финансовых организаций в российском ландшафте, поэтому, возможно, именно за банковскими сервисами, такими как «ВТБ24-Автопилот», — будущее.

Автор: Владимир Крейндель, Исполнительный директор УК «ФинЭкс Плюс»

Журнал «Рынок ценных бумаг» (июль 2016)